Логик или этик. Определение соционического типа | Соционика в психологии и в жизни

Логик или этик. Как определить соционический тип

Логик или этик. Как определить соционический тип

Как определить этику в социониике

Эта статья – для тех, кто сомневается, какая из функций, этика или логика, развита у него сильнее. Прежде чем мы поговорим о том, каковы основное различия между этикой и логикой, я бы хотела обозначить один важный момент. Все мы живем в мире людей. И, соответственно, все мы испытываем чувства, строим отношения. И у каждого из нас есть разум, способность к анализу, логическое мышление.  Не бывает так, чтобы у человека присутствовала только одна функция. Как и в других дихотомиях, сочетание этики-логики у психически здорового человека приблизительно равно 30/70.

Причины, по которым человеку бывает сложно определить — этик он или логик

Однако некоторым людям сложно определить, что же у них развито больше – этика или логика.  Большую роль в этой путанице играет гендерный фактор. В нашем обществе к мужским качествам обычно причисляют способность мыслить рационально, логично, а к женским – эмоциональность, мягкость, склонность к сопереживанию. Поэтому существует негласное разделение на «мужские» и «женские» профессии. Соционика опровергает такое разделение, показывая, что склонность к логическому или этическому мышлению не зависит от пола.

Именно дихотомия «этика-логика», на мой взгляд, задействована больше, чем другие, в выборе профессии. Не зря в народе часто говорят о «физиках» и «лириках». Самое основное деление классов в школах – на математические и гуманитарные – тоже отчасти отражает две основные профессиональные сферы. Причем, не только учителя, но и люди, далекие от психологии, интуитивно понимают, что если человек — «гуманитарий», то с математическими предметами у него могут возникать сложности, и наоборот.

Многие проходят тесты на определение соционического типа, но, как известно, тест показывает то, что мы думаем о себе, но это не всегда то, что есть на самом деле.  Нередки случаи, когда человек успешно обучался в гуманитарных классах в школе, но при диагностике выясняется, что он логик. Также я наблюдала этиков, у которых в школе были отличные оценки по математике. Многое зависит от учителя, от того, как он преподносит тот или иной материал. А так же от родителей, и от того, как и на какую деятельность они настраивают ребенка. Например, родители могут говорить ребенку: «У нас в семье все гуманитарии, у тебя и не может быть высокой оценки по математике», и ребенок, которому еще сложно оценить себя самостоятельно, принимает эти слова на веру. Вырастая, человек уносит с собой во взрослый мир эти установки. Таким образом, получается, что причин для сомнения может быть множество.

Главное отличие сильной функции от слабой

То, что я напишу дальше, относится не только к функциям этики и логики, однако именно на них очень хорошо видно, как это проявляется. Мы знаем, что если одна из функций – сильная, то другая – слабая. Однако сила и слабость функций – это не только количество информации (знаний, опыта), накопленное по аспекту этой функции. Самое главное заключается в том, что по сильной функции человек может создавать что-то новое или находить эффективное решение в сложной ситуации.  Сильная функция всегда в той или иной мере способна к творчеству. Она ищет и находит нестандартные решения, она видит ситуацию с разных сторон и может себе позволить игнорировать шаблонные способы решения задач и чужую помощь. Если это подсознательная функция, то решения могут вырабатываться мгновенно и без лишних слов. Если сознательная, то человек может рассуждать об этом, показывая на деле свою работу. И даже если в похожих ситуациях человек использует одни и те же способы действия по своей сильной функции ( как это бывает, например, с фоновой или ограничительной функцией), то это решение все равно самостоятельное. Теперь о том, как это проявляется применительно к этике и логике.

В чем выражается сильная этика и сильная логика

Этики в общении с людьми, даже с незнакомыми, в меньшей степени пользуются шаблонами поведения и больше подстраиваются под конкретного человека, опираются на свое чувствование человека, ситуации. Они более гибки в отношениях, и, главное, способны влиять на людей эмоционально, создавать настроение, атмосферу. Это необязательно происходит ярко и бурно, наоборот, чаще – незаметно для окружающих. Этики делают это искусно и естественно. У них есть в этом потребность, и для них это не очень –то и сложно. Они могут заметить назревающий конфликт еще до его фактического возникновения и сгладить острые углы. Если, конечно, они заинтересованы в спокойствии и мире. Не всегда этики – миротворцы, и в других ситуациях они могут, наоборот, спровоцировать конфликт, однако, важно то, что они самостоятельно создают ситуацию в общении, ту, которая им нужна, и способны ею управлять. Способность влиять на ситуацию и управлять своей сильной функцией, пользоваться ею, не прибегая к шаблонам – это и есть то, что ее определяет.

Описание этика в соционике вы можете прочитать в моей предыдущей статье Этики и логики.

Соответственно, логики могут быть способны создавать новые концепции, искать нестандартные варианты решения логических задач, самостоятельно чинить и изобретать технические устройства, придумывать алгоритмы, синтезировать между собой различные факты, данные, создавая новые закономерности, логические цепочки. Когда я работала с детьми, то была свидетелем того, как ребенок разобрал сломанный будильник с целью починить его. Когда он собрал его, будильник работал. Мальчику было 5 лет. И это не было случайностью, потому что это было не первое техническое устройство, которое он починил. Конечно, не все логики могут проявлять особые таланты, но подобные факты свидетельствуют о том, что у ребенка функция логики развита сильно. Она самостоятельна, и способна решать сложные задачи. И все логики в той или иной степени предрасположены к этому.

Описание логика в соционике вы можете прочитать в уже упомянутой выше статье , в рубрике Основы соционики.

Логики и этики

Надеюсь, мне удалось помочь вам определиться с дихотомией этика – логика. О том, как проявляются слабые функции у логиков и этиков, мы поговорим в следующий раз.

4 Коммент.

  1. Здравствуйте!
    Спасибо за интересную информацию. Знаете, я для себя очень важную вещь вынесла из этой статьи, которую не могла уловить довольно долго и найти ответ в интернете: как определить сильную функцию. А ведь все очень просто — сильная умеет творить.:) В связи с этим у меня возникает такой вопрос — интересно, а могут быть какие-то тесты (или просто вопросы), по которым я могла бы определить именно творческую функцию? Применительно к этике-логике — чтобы наглядно показать себе, что могу творить, придумывать. С уважением.

    • Здравствуйте, Plush!
      К сожалению, в соционических тестах мне не встречались подобные вопросы. Есть отдельные тесты по психологии( например, некоторые тесты на эмоциональный интеллект), в которых человек должен выбрать вариант ответа , как бы он поступил в той или иной ситуации. Однако поскольку варианты ответов уже даны, то тоже невозможно узнать, как бы на самом деле человек себя проявил. Для того, чтобы это увидеть, можно понаблюдать за собой в реальной жизни, вспомнить разные ситуации, поспрашивать свое окружение , как они считают, какие вопросы Вы решаете наиболее успешно. В ближайшие дни я напишу статью, в которой будут рекомендации о том, как повысить точность результата при самостоятельной диагностике, не пропустите :)

  2. Здравствуйте!
    Я юрист по образованию и профессии. Точные науки (математика, физика и т.д.) всегда нагоняли на меня тоску и плохо получались. Я плохо считаю, и любые расчеты — до сих пор моя ахиллесова пята. В школе хорошо давались гуманитарные науки — история, литература, русский язык. Позже, уже в вузе — философия, логика, психология.
    А юриспруденция, конечно, гуманитарная наука, но как юрист-практик скажу, что без логики не станешь хорошим юристом никогда! Логические цепочки нужно выстраивать всегда, особенно в судебных делах.
    Вопрос: так кто же я — логик или этик?? Запуталась совсем.

    • Татьяна, здравствуйте!
      С похожей ситуацией сталкивается довольно много людей, и именно поэтому я решила написать данную статью. Дело в том, что определить соционический тип по тому, насколько успешен человек в той или иной предметной области зачастую просто невозможно. В во второй части статьи говорится о том, на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы определиться с этикой-логикой. Понаблюдайте за собой — в какой сфере у Вас получается влиять на ситуацию и Вы готовы брать на себя ответственность, создавать что-то принципиально новое? По каким вопросам (если не считать профессиональную деятельность) к Вам чаще обращаются друзья и знакомые? Если будет желание — поделитесь своими наблюдениями, мы сможем обсудить это. И, конечно, Вы всегда можете обратиться к специалисту для определения социотипа либо отдельной дихотомии, в которой у Вас сомнения. Удачи!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подписаться на мой блог:

Хотите получать новые статьи блога на свою почту? Введите Ваш email: