В этой статье я бы хотела затронуть тему экстраверсии и интроверсии, а точнее – первопричину этих двух установок. Почему вообще существует такое разделение? На чем оно основано в природе? Для чего оно существует и что обеспечивает в биологическом и социальном мире?
Проявления экстраверсии и интроверсии
В социуме экстраверсия и интроверсия могут проявлять себя разными способами. Например, установку на экстраверсию мы можем узнать и в склонности человека к организаторской деятельности, и в постоянном участии во внешних событиях, и в интересе, проявляемом по отношению к объектам (людям, вещам), которые его окружает, и во многом другом. Сами по себе эти проявления еще не означают, что человек обязательно экстраверт, однако они свидетельствует о том, что( по крайней мере в данный момент) человек действует из экстравертной установки. Если же такое поведение для человека привычно и комфортно, мы можем предположить с большой долей вероятности, что он экстраверт.
Однако все это – не более чем проявления, которые мы может увидеть, а можем и не увидеть, в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, даже если мы них не видим, например, человек в данный момент вообще никак себя не проявляет, то от этого он не перестает быть экстравертом или интровертом. То есть экстраверсия и интроверсия – это не только то, как человек себя проявляет. Поведение – это скорее следствие внутренней установки. И вопрос в том, что же это за внутренняя установка.
Экстраверсия и интроверсия как установка сознания
Мы знаем, что экстраверсия и интроверсия в соционике — это разные варианты направленности внимания. Оно может быть направлено на объекты (и тогда мы говорим об экстраверсии), либо на связи между объектами и свое собственное отношение к объекту (и тогда мы говорим об интроверсии). Причем только одна из направленностей является для человека по-настоящему комфортной, в то время как другой он может пользоваться, но не пребывать в ней постоянно. Возникает вопрос: почему у одних внимание направлено одним образом, а у других – другим? И не просто другим, а прямо противоположным, исключающим первый вариант?
Два типа поведения в природе
Карл Густав Юнг связывал это с тем, что в природе существует два типа поведения, каждый из которых направлен на обеспечение выживаемости вида. И действительно, если мы посмотрим на популяции животных, то увидим, что одни виды животных имеют очень высокую скорость воспроизводства (т.е. высокую плодовитость) при достаточно низкой продолжительности жизни. А другие виды – низкую плодовитость при высокой продолжительности жизни. Эту закономерность наука выявила уже давно.
Первые хуже защищены от воздействий окружающей среды, поэтому им необходимо быстро воспроизводить потомство, чтобы сохранять вид. У вторых страдает плодовитость, и им требуется хорошая защита от внешних воздействий, чтобы обеспечить выживаемость потомства.
Самые плодовитые животные в мире – это насекомые. Они могут откладывать до нескольких миллионов яиц в год. Выживает только небольшая их часть, которая вполне способна поддержать численность вида.
Если взять пример с птицами, то все птицы делятся на птенцовых и выводковых. И у них разная выживаемость. Например, беркут — выводит одного или двух птенцов, в то время как куропатка откладывает до 18 яиц. При этом свои гнезда куропатки сооружают на земле, в кустарниках или между кочками. По причине этого птенцы становятся частой добычей хищников. Беркут же устраивает гнезда на возвышенностях, где птенцы лучше защищены.
Исследуя эту тему, я нашла статью в журнале БИОФАЙЛ» (научно-информационный журнал, статья «Динамические параметры популяции) Приведу здесь небольшой отрывок из нее.
«Соотношение плодовитости и смертности. Экологические механизмы динамики численности в принципе просты и заключаются в изменении соотношения плодовитости (рождаемости) и смертности в популяции. Известна, например, чрезвычайно высокая плодовитость паразитов со сложным циклом развития; у таких животных вероятность прохождения отдельной особью полного цикла развития ничтожно мала, что эволюционно скомпенсировано высокой нормой плодовитости. Вообще, появление в эволюции каких-либо форм заботы о потомстве четко коррелирует со снижением видовой нормы плодовитости: у таких видов существенно снижается смертность в раннем возрасте, а сохранение высокого репродуктивного потенциала при сниженной смертности биологически невыгодно. Обратная пропорциональность связывает плодовитость со средней продолжительностью жизни, свойственной данному виду: более долгоживущие виды отличаются меньшей плодовитостью»
Экстраверсия и интроверсия в социуме
В социуме экстраверты склонны отдавать энергию в больших количествах, при этом сами они более внушаемы и в целом легче поддаются влиянию извне. В то время как на интровертов сложнее воздействовать, они оберегают себя от внешних раздражителей и лучше сохраняют устойчивую внутреннюю организацию.
Однако человек отличается от животного тем, что помимо способности к биологическому воспроизводству, он обладает способностью к «ментальному воспроизводству». Продукты его творчества – это образы и идеи, отношения с людьми, вещи, предметы искусства, научные разработки и тд.
Экстраверты быстрее и чаще продуцируют энергию, они выдают больший по сравнению с интровертами спектр продуктов творчества в окружающий мир, однако, только часть этого спектра «выживает». Возможно, так происходит потому, что далеко не все эти продукты (например, идеи) достаточно хорошо проработаны. Экстраверт не углубляется в проработку деталей, он пытается охватить как можно большую площадь на «поверхности». И, скажем так, «берет количеством».
Интроверты же создают более редкие, но при этом доработанные и продуманные продукты творчества, что обеспечивает этим продуктам высокую «выживаемость» за счет качества. При этом сам спектр заметно сужается, потому что требуется больше времени на доработку каждого конкретного продукта.
Таким образом, в природе экстраверсия и интроверсия обеспечивает выживаемость вида, в то время как в социуме эти установки тоже обеспечивают «выживаемость» продуктов умственной, творческой деятельности человека.